Поколение российских офицеров и солдат становится «украинцами»

 


 Эссе Юэсяна об «афганцах», «украинцах», а также Бабеле и Толстом

<…> По мере того, как Пелопонесская война в Древней Греции продолжалась, непрерывные кровавые сцены все больше возбуждали нервы противоборствующих сторон, и  спорадические расправы начали превращаться в официально санкционированные массовые убийства. Инициаторами таких убийств сначала были спартанцы, затем афиняне вырезали город Мелос, а потом и другие города-государства, сопротивлявшиеся им. Древнегреческая цивилизация, находившаяся в периоде своего расцвета, постепенно пришла в упадок после череды массовых убийств. Фукидид, который был свидетелем всего этого, сетовал: "Война – жестокий учитель".

Сейчас, когда российская армия осаждает города и села, исход битвы неясен, но одно можно сказать почти наверняка: целое поколение российских офицеров и солдат становится "украинцами".

Я не говорю, что они изменят свою национальность или этническую принадлежность, это невозможно, но они станут группой ветеранов с особой памятью об "украинской войне".

В Советском Союзе в 1980-х годах ветераны войны в Афганистане называли друг друга "афганцами". Это была внутренняя самоидентификация определенной группы, со сложным подтекстом, который, с одной стороны, олицетворял ужасные испытания, выпавшие на долю ветеранов, а с другой стороны, подразумевал, что человек, носивший это имя, был безжалостным "крутым парнем". Российский военный корреспондент Артем Боровик писал в книге "Спрятанная война": "Мы редко задумывались над тем, какое воздействие оказывал на нас Афганистан. Каждый из сотен тысяч прошедших через эту войну стал частью Афганистана, частью его земли, которая так никогда и не смогла поглотить всей пролитой на ней крови".

На самом деле, многие "афганцы" уже не смогли адаптироваться к повседневной жизни в обществе, с трудом находили работу, приносившую удовлетворение, и не привыкли использовать гражданские средства для преодоления жизненных трудностей. Когда эти молодые люди уходили на войну, офицеры говорили им, что они будут помогать афганскому народу строить социализм. Но на месте они столкнулись с бесконечной жестокой партизанской войной и еще более жестокими ответными операциями со своей стороны – опросы участников войны показывают, что многие новобранцы считают: "убивать больнее, чем быть раненым". Но в результате этих неоднократных испытаний выжившие советские солдаты превратились из невежественных мальчишек в убийц, способных без колебаний стрелять в подозрительных афганских мальчишек.

Когда они только вернулись в Советский Союз, эти "афганцы" были признаны правительством как "воины-интернационалисты", а некоторые даже получили звание "Героя Советского Союза". Но после горбачевских реформ гласности и публикации докладов, раскрывающих правду о войне в Афганистане, общественная оценка их резко упала, и они превратились в группу глупцов, потративших свою молодость на преступную и абсурдную войну. Усталые и раздражительные, некоторые из них остаток жизни глушили себя водкой, а другие, так и не примирившиеся "афганцы", превратились в опасных членов общества.

Сейчас многие уже слышали о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) – психическом заболевании, вызванном увиденной массовой жестокостью. Концепция ПТСР была разработана в начале 1970-х годов Шатаном, американским психиатром, исследовавшим ветеранов Вьетнама. Он считал, что "отсроченная травма возникает у ветеранов, которые постоянно живут воспоминаниями о прошлом". Но в отношении советских "афганцев" такого подхода не существовало. Им не к кому было обратиться, у них не осталось другого выбора, кроме как собраться в группу и зарабатывать на жизнь "особыми навыками", которые они приобрели на полях сражений в Афганистане. Благодаря этой свежей крови русская мафия быстро росла в 1980-х годах и, воспользовавшись "ветром перемен" распада Советского Союза, стала мафией номер один в мире. Известный как "киллер номер один" Солоник тоже был "афганцем", на его счету более 30 человек, и когда спрос на рынке таких услуг был на высоте, он мог получить сотни тысяч долларов за каждое убийство.

Нет однозначного вывода о том, насколько последняя фаза социальных потрясений в Советском Союзе была связана с этой группой "афганцев". Но что точно известно, так это то, что они являлись самой опасной частью недовольного населения. Они рисковали своей жизнью, сражаясь за границей, потеряли свою молодость и чувствительность, наблюдали, как бесчисленное количество их товарищей по оружию теряют свои жизни, а их встречали насмешками и сарказмом. Они привыкли подчиняться приказам, верить в силу коллектива, но теперь, в мирное время, они были брошены обществом.

Вернувшись домой, ветераны оказались совершенно неспособными адаптироваться к мирной жизни страны после реформ, они "научились стрелять и привыкли легко убивать людей", стали раздражительными, вспыльчивыми и склонными к убийствам, что затрудняло выполнение ими своих мирных обязанностей. Российская милиция была открыта для "ветеранов войны", но, став милиционерами, эти ветераны часто приносили с собой свои военные привычки и становились помехой обществу, совершая убийства и насилие. Согласно опросу, проведенному в то время, 75% ветеранов были разведены или имели острые семейные конфликты; более 60% ветеранов были крайне недовольны своей работой и часто меняли место работы. Дошло до того, что от 50 до 70 процентов "ветеранов войны" считали, что ожесточенные бои в Афганистане лучше, чем мир и покой дома. Ветераны обладали способностью организовываться и сражаться, а после того, как они были брошены обществом и впали в отчаяние, их разрушительная сила не могла сравниться ни с одной другой группой. В истории России война и революция шли рука об руку именно потому, что ветераны, вернувшиеся с войны, часто становились костяком революции.

После Наполеоновских войн некоторые офицеры, вернувшиеся в Россию из своих путешествий по Западной Европе, создали "Союз спасения" и "Союз благоденствия" с намерением изменить российский строй, кульминацией чего стало восстание декабристов, потрясшее царскую Россию в 1825 г. В 1917 г. вернувшиеся с фронта ветераны, вдохновленные большевиками, путем Октябрьской революции похоронили династию Романовых. В этой войне между Россией и Украиной даже господин Ху Сицзинь (бывший главный редактор газеты Global Times) говорит о возможности "цветной революции" в России.

Такой сценарий, конечно, не уникален для России. Приведет ли это действительно к "революции", зависит от ситуации в каждой стране. Беспорядки в Италии после Первой мировой войны дали ветеранам Муссолини и его партии возможность установить фашистский режим, а ситуация в Германии после мирового экономического кризиса 1929 г. дала ветеранам Гитлеру и Герингу шанс захватить власть. Правительство, уже пережившее финансовый крах, не смогло деньгами налогоплательщиков унять недовольство ветеранов, и вместо этого лишило их последних средств, что и привело к революции.

Если экономика страны находится на подъеме (как в США после Вьетнамской войны) или в состоянии омоложения (как в Советском Союзе после Второй мировой войны), и для ветеранов есть много сулящих рост или хорошо оплачиваемых рабочих мест, а государство предоставляет такие льготы, как университетское образование, профессиональная подготовка и средства на открытие бизнеса, то шоковых ситуаций будет меньше, и максимум появятся случайные преступники, которые действительно не в ладах с обществом.

На самом деле, Соединенные Штаты тоже достаточно натерпелись от ветеранов. В 1786 г. Дэниел Шейс, неоднократно совершавший подвиги ветеран войны за независимость США, едва не сверг новое американское правительство, возглавив восстание "старых парней", не выдержавших экономических трудностей послевоенных лет. В 1932 г., под тяжестью экономического кризиса, который помог Гитлеру штурмовать рейхсканцелярию, американские ветераны Первой мировой войны также штурмовали Капитолий США. Генерал Макартур, которому было поручено подавить и рассеять их, возможно, в то время изрек ставшие афоризмом слова:  «Старые солдаты никогда не умирают, они просто уходят вдаль». Ах, как было бы хорошо, если бы после войны они не возвращались и не учиняли беспорядки, если бы «мавры», сделав дело, молча исчезали...

Голливудские фильмы неоднократно воссоздавали "очерствение" солдат во время войны. От "Охотника на оленей" и "Цельнометаллической оболочки" до "Апокалипсиса сегодня" зрители видят, как главный герой теряет совесть, проходя через муки войны, и можно только представить, как трудно такому человеку реинтегрироваться в нормальное общество. Он покалечен физически или умственно, либо и то, и другое, как в случае со слепым подполковником с дурным нравом в "Запахе женщины".

Напротив, в китайских военных фильмах характеры главных героев часто трансформируются из "незрелых воинов" в "настоящих воинов". Например, Дун Цуньжуй, главный герой "Дун Цуньжуй", или Чжао Моншэн в "Венках у подножия горы" никогда не изображаются "очерствелыми", а если кто и черствеет, то только враги. Это простой японский крестьянин может "почерстветь" и превратиться в машину для убийства.

Фильм У Цзина "Война волков 2" – технически успешный коммерческий фильм, но было бы самонадеянно с его стороны думать, что его фильм уже сравнялся с "Первой кровью". По своей сути они слишком далеки друг от друга. Последние реплики Рэмбо – это квинтэссенция слез всех ветеранов.

Советские "афганцы" при виде этой сцены подняли бы рюмку водки за своих врагов времен холодной войны.

Среди российских ветеранов есть пьяницы, но иногда среди этих пьяниц встречаются и писатели.

Помимо Бабеля, которого мы пригласили вас почитать с нами вчера, одним из самых влиятельных ветеранов в истории русской литературы является Лев Толстой.

7 ноября 1854 года, в возрасте 26 лет, прапорщик Толстой добровольно прибыл в крепость Севастополь на Крымском полуострове, где шли тяжелые бои. Через полгода, 7 апреля 1855 года, его перевели в ключевой Четвертый бастион крепости, где он был прикреплен к 3-й легкой батарее артиллерийской бригады. Два дня спустя крепость подверглась сильнейшему артиллерийскому обстрелу с начала войны: 165 000 снарядов британских и французских войск привели к 6 131 жертве среди русских. Но прапорщик Толстой и его люди удержали позиции. Толстой прошел с ними сквозь огонь, кровь, грязь, пьянство и азартные игры.

Орудия грохотали до начала сентября 1855 года, когда падение соседнего форта заставило русских покинуть крепость. Хотя Толстой вскоре был произведен в подпоручики, его не интересовал прогнивший военный мир, и в середине сентября он записал в дневнике: "Все-таки единственное, главное и преобладающее над всеми другими наклонностями и занятиями должна быть литература".

Он написал "Севастопольские рассказы" о своих впечатлениях от пребывания в Крыму, изобразив трусость и храбрость, грубость и нежность русских солдат. До приезда в Севастополь Толстой стремился построить карьеру, но, увидев море трупов и крови, он вышел из крепости человеколюбцем и альтруистом, не сопротивлявшимся злу насилием.

Сегодня, если поколению русских офицеров и солдат суждено стать "украинцами", пусть хорошие люди среди них будут избавлены от насильственной смерти, пусть они смогут заработать на жизнь после войны, и пусть Толстой среди них расскажет нам о том, что происходит сейчас.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хан Иван

Blyatman

Три фракции

Большой Друг

Бандит и призраки

Подполье

Чаек по-китайски

Похерфаним за ибайник

Поселенческий колониализм

Унесенные морем трусы

"Капитан Фалькас" в телеграме

"Капитан Фалькас" в фейсбуке

RSS подписка

Подписка по почте

Get new posts by email: