Стена и яйцо

Перевод из блога «Литературная практика Чан Шуюаня» (Weixin ID: chccsywt)

 В 2009 г. Харуки Мураками был удостоен Иерусалимской литературной премии, и когда его пригласили для вручения премии, он произнес свою знаменитую речь "Стена и яйцо": «Между высокой, твердой стеной и яйцом, которое об нее разбивается, – я всегда буду на стороне яйца. Какой бы «праведной» ни казалась стена, и каким бы «неправым» ни было яйцо, я займу сторону яйца.  Кому–то другому — времени или истории — ещё придется решить, что было верно, а что нет. Но если какой-нибудь писатель вдруг зачем–то начнет писать с позиции стены — что за прок вообще будет от такого произведения?»

Каждый раз, когда я читаю это, я не могу не восторгаться. Люди знают, что он имеет в виду под "стенами и яйцами". Стены и яйца – это абстрактные метафоры, обозначающие контраст между сильными и слабыми, могущие привести к множеству противопоставлений. Сам Мураками объясняет, что, например, бомбардировщики, танки и ракеты – это стена, а безоружные люди, которых сжигает и убивает это оружие, – яйца. Он также говорит, что система, которая должна защищать людей, – это стена, а люди, на самом деле часто страдающие от этой системы, – яйца.

Писатель, конечно, не ограничивает свои метафоры конкретными вещами, но должен сублимировать абстрактное, искать универсальный смысл, как это и происходит в его творениях. Однако если отвлечься от этого универсального смысла и поместить "стену и яйцо" в конкретный контекст того времени, когда в Газе шла война и погибло большое количество безоружных мирных жителей, то стена, о которой говорил Харуки Мураками, относится скорее к Израилю, а яйцо – к народу Палестины.

Не думайте, что яйцо относится к палестинскому правительству или другим вооруженным организациям. Взгляд художника направлен только на людей. Настоящими аутсайдерами всегда являются народные массы, раздавленные военно-политической машиной, а не какой-либо аппарат насилия. По-настоящему гуманистический писатель и поэт всегда сострадает народу, всегда на стороне слабейших людей, а не на стороне какой-либо военно-политической группировки.

Быть всегда на стороне яйца – значит быть всегда на стороне слабейших людей, и именно так мы, самые обычные люди, должны относиться к мировым распрям.

Пора отказаться от этого привычного подхода: как только вы слышите о том, что надо встать на сторону более слабых людей, то сразу же хотите поддержать стоящее за ними правительство или местные вооруженные силы. Даже в демократических западных странах сомневаются в  способности правительств твердо представлять интересы своих граждан, поэтому им необходимы частые выборы. А диктаторские политические силы, правящие в старых и бедных регионах мира, еще реже оказываются хорошими парнями, отстаивающими интересы народа; напротив, народ для них порой становится разменной монетой, инструментом, приносящим им стабильную выгоду.

Например, ХАМАС правит Газой, где доход на душу населения составляет четверть от дохода палестинцев на Западном берегу. Но ХАМАСу нужна нищета населения, потому что эта нищета может быть постоянным источником международной помощи, у ХАМАСа есть свои зарубежные спонсоры, по статистике, 80% финансовых потоков ХАМАСа поступает из-за пределов страны.

Поэтому им не только не нужно создавать региональное экономическое процветание, но, наоборот, если народ станет богатым и обнаружит, что сотрудничество с Израилем улучшает его жизнь, то воля народа следовать за ХАМАСом в его борьбе против Израиля не будет твердой. Правление ХАМАСа станет неустойчивым, а руководство не сможет получать большие деньги, чтобы транжирить их в Катаре. В такой бедной стране, как Палестина, почему у Арафата в свое время осталось наследство в 6 млрд. долларов, и дошло до такого безобразия, что его вдова судилась с ФАТХ (один из неподтвержденных слухов; был некий внутренний конфликт, но до суда дело не дошло)? От Арафата до ХАМАСа – все они одного поля ягоды, все они противоположны интересам своего народа, они сами – "стена", а люди под их властью – их "яйца". Израиль, конечно, тоже "стена", но "стены" не ограничиваются Израилем. Любая машина насилия, которая наносит ущерб интересам народа и держит его в заложниках, – это стена.

Есть стены, которые угрожают яйцам, находящимся снаружи, например, Израиль против палестинцев; есть стены, которые угрожают яйцам как внутри, так и снаружи, например, ХАМАС; а некоторые стены чаще всего угрожают яйцам внутри.

Когда ХАМАС превращает свой народ в неприступную крепость, выталкивая вперед детей собственного народа; когда ХАМАС запрещает своему народу покидать зону боевых действий, потому что он может быть в максимальной безопасности, только подвергая опасности как можно больше своих людей, отношения защиты между правительством и народом абсурдно перевернуты. Именно об этом говорит Харуки Мураками в своей метафоре "стены" как "системы". Система, которая должна защищать "яйцо", иногда становится жестокой силой, наносящей вред "яйцам".

Таким образом, речь Харуки Мураками, произнесенная им в Иерусалиме более десяти лет назад, является реалистичной метафорой сегодняшней палестино-израильской жизни. Это прозрение художника. И это описание одновременно является универсальным и потенциальным отражением нашего мира, универсальным и потенциальным кризисом всех "яиц" мира. Не надо думать, что это явление характерно только для тех, кто не относится к собственному народу как к людям, как, например, ХАМАС, но даже цивилизованные страны, которые всегда берут на себя ответственность защищать жизнь и интересы своего народа как свои собственные, не могут уйти от закономерности «система вредит ее гражданам».

Израиль, например, несмотря на свою беспощадность к чужакам, защищает свой народ, в отличие от ХАМАСа, который всегда прикрывается своим народом, это несомненно. Но Израиль не монолитная страна, есть крайне правое крыло, делаюшее упор на кровопролитии палестинцев, и есть умеренные левые, выступающие за мир со странами Ближнего Востока и за то, чтобы помочь палестинцам стать богатыми. Потому что у обогатившихся палестинцев исчезнет антиизраильская воля, и они будут рады жить в мире с израильтянами и развиваться вместе, и тогда ХАМАС потеряет своих сторонников. Это уже начало происходить на Западном берегу, и ХАМАС в Газе собирается сделать все возможное, чтобы не допустить этого. Поскольку нищета населения Газы является основой правления ХАМАСа, ХАМАС ненавидит умеренных левых в Израиле больше, чем израильских правых. Музыкальный фестиваль, который в этот раз был уничтожен ХАМАСом, был организован израильскими левыми, и все средства, вырученные от его проведения, планировалось направить на поддержание жизнедеятельности палестинцев (это, судя по всему, один из мифов, растиражированных после событий 7 октября). Прошлое показало, что всякий раз, когда израильские левые продолжают набирать силу, именно тогда ХАМАС создает проблемы. Можно ли утверждать, что именно выступление израильских левых за умиротворение косвенно приводит к тому, что хамасовцы часто подвергают опасности своих собственных граждан?

Аналогично, разве не верно, что израильские ультраправые, акцентирующие жестокость по отношению к палестинцам, в свою очередь объективно способствуют формированию у палестинцев желания выступать против Израиля, тем самым способствуя росту ХАМАС, и таким образом израильские правые косвенно наносят вред и своим собственным гражданам?

Казалось бы, это тупик. Какая бы фракция, правая или левая, ни защищала жизнь и интересы своих граждан, она также может косвенно стать "системой", которая вредит своим гражданам. Кто прав, а кто виноват, неясно, поэтому Харуки Мураками говорит, что правота или неправота определяется временем и историей, а писателю остается только вечно стоять на стороне "яйца".

Харуки Мураками дал мне сигнал к пробуждению. Самые обычные люди, такие как мы, живущие подобно муравьям, при возникновении международных споров не должны выбирать то или иное, не должны выбирать фракцию, которую поддерживать. Вы не высший класс элитных толстосумов, могущих быстро просчитать свои собственные интересы, а также выгоды и потери от победы или поражения, взлета и падения любой политической силы в мире. Даже если начнется большая война, они не станут бесприютными беженцами, поэтому они могут беспокоиться о различных политических и военных силах, но их может не волновать, страдают или счастливы люди, находящиеся под их властью. За тысячи лет человеческой цивилизации некоторые войны действительно представляли интересы "яйца", но больше войн – это фактически борьба "стены" со "стеной".

Вы всего лишь скромная личность, которая окажется в таком же бедственном положении, как палестинский беженец, когда придет война, поэтому не смотрите вверх на эти стены, а смотрите на такие же "яйца", как вы, и, как сказал Харуки Мураками, всегда стойте на стороне яиц.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хан Иван

Blyatman

Три фракции

Большой Друг

Бандит и призраки

Подполье

Чаек по-китайски

Похерфаним за ибайник

Поселенческий колониализм

Унесенные морем трусы

"Капитан Фалькас" в телеграме

"Капитан Фалькас" в фейсбуке

RSS подписка

Подписка по почте

Get new posts by email: