Как в Китае появилось понятие «нация»

Мунаката Котаро

 По мнению профессора социологии и антропологии Пекинского университета Ма Жуна, самое раннее появление слова "нация" в современном китайском языке произошло в 1837 г., когда словосочетание "народ Израиля" было упомянуто в Eastern Western Monthly Magazine, китайском издании, основанном иностранными миссионерами. Это первое использование двух китайских иероглифов, обозначающих слово "нация".  После этого слово "нация" использовалось для описания народов Европы. Но когда различные группы внутри Китая стали называться "монгольской нацией", "маньчжурской нацией", "ханьской нацией"? Когда появились эти конкретные понятия? Как считает Ма Жун, это произошло в бурные годы столкновений Китая и Запада в конце династии Цин. В то время Сунь Ятсен организовал союз "Синчжунхуэй", а позже "Тунмэнхуэй", с политическим лозунгом "Изгнать маньчжуров и восстановить Китай", четко разделявшим ханьцев и маньчжуров на две разные нации, что было равносильно поощрению ханьского национализма против маньчжуров. Этот ханьский националистический лозунг был провозглашен "Синчжунхуэй" и "Тунмэнхуэй", но не всем известно: на самом деле он был предложен Сунь Ятсену " Обществом темного океана", предшественником японской крайне правой организации под названием "Общество черного дракона" ("Амурский союз").

Когда в XIV в. Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин, поднялся на свержение монгольской династии Юань, его лозунг был: "изгнать северных варваров и восстановить Китай". Северными варварами китайцы обычно называли все в целом кочевые племена севера. Некоторые японские ученые были хорошо знакомы с историей и литературой Китая, поэтому, провоцируя раздор между маньчжурами и ханьцами, они предложили ханьцам "изгнать маньчжуров". Так, в 1895 г. живший в Китае ронин, журналист и шпион Мунаката Котаро составил "Искренний совет героям 18 провинций", подстрекая ханьцев на восстание против маньчжуров.

Другие страны занимали сходную позицию. В конце правления династии Цин империалистические державы начали несколько агрессивных войн против Китая, таких как Вторая Опиумная война, когда союзные войска Великобритании и Франции вошли в Пекин. В то время империалистические страны стремились разделить Китай, но позже выяснилось, что различные этнические группы в Китае, включая пограничные племена, все еще были достаточно сплочены под знаменами династии Цин.  Державам было трудно завоевать Китай прямой силой, поскольку население Китая составляло 400 миллионов человек, а экспедиционные силы из Европы могли послать только 10 000 или 20 000 человек, которые могли захватить несколько городов, но не весь Китай. Британский подход к завоеванию Индии заключался в попытке разделить Индийский субконтинент на 120 или около того независимых штатов, вступая в контакт с одним из них, чтобы напасть на другой, и в конечном итоге постепенно полностью аннексировать разрозненный и разобщенный Индийский субконтинент. В то время империалистические страны пришли к выводу, что лучший способ достичь цели разделения Китая – расколоть его, а лучший способ начать раскол – назвать "нациями" группы с разными языками, происхождением и религиями и привить элитам каждой группы идею "национализма" и политического мышления. В соответствии с европейской идеей "одна нация - одно государство", различные группы должны иметь разные государства, так что маньчжуры должны быть одной нацией, хань – другой, а монголы – третьей. В тот период дипломаты, миссионеры, антропологи и исследователи из западных стран и Японии начали использовать эти термины, называя такие группы в Китае "нациями". Эти названия и термины постепенно были переведены на китайский язык как "нация", возможно, с помощью японских кандзи. Под влиянием терминологии иностранных документов и сами китайцы стали использовать такие термины, как "монгольская нация", "маньчжурская нация" и "нация хань".

P.S. Мунаката Котаро (1864 – 1923) – разведчик и публицист, идеолог присоединения Китая к Японии ради общего противостояния Западу. 

В июне 1894 г, переодевшись китайцем, пробрался в Вэйхайвэй, военно-морскую базу Бэйянского флота, чтобы собрать разведданные. В письмах точно описал количество военных кораблей Бэйянского флота, их номера, эскортные миссии, ремонт и размещение в порту. Месяц спустя японцы атаковали Бэйянский конвой у острова Пхундо в Корее, разгромили его, потопили британское торговое судно «Гаошэн», на котором находилась тысяча китайских солдат, и захватили перевозившее боеприпасы и серебро посыльное судно «Цаоцзян». Началась Японо-китайская война.

Мунаката Котаро также повлиял на формулировку условий послевоенного Симоносекского договора, унизительного для Китая.

Составил «Искренний совет героям 18 провинций», пытаясь спровоцировать ханьцев на восстание против маньчжуров. Смысл его обращения к ханьцам заключался в том, что маньчжурские «варвары», пользуясь упадком династии Мин, захватили их страну, и ханьцы должны организовать революционную армию, чтобы изгнать маньчжуров и восстановить китайскую нацию, а Япония им в этом поможет.


В 1903 г. ученый и реформатор Лян Цичао (1873 – 1929) в ряде статей представил китайцам националистические взгляды немецких ученых и предложил использовать "национализм" как средство объединения китайского народа против империалистической агрессии. 

В начале XIX века, после Французской революции, политическая организация немцев представляла собой небольшие княжества, настолько раздробленные, что они не могли противостоять военному нападению Наполеона. После победы Наполеон вынудил их продолжать сохранять свои отдельные государства. В это время ведущие деятели Пруссии хотели объединить различные княжества, принадлежавшие к "германской крови", и для создания единой идентичности предложили идею германского национализма, надеясь на основе такой идентичности построить единое германское национальное государство. Лян Цичао считал, что такой национализм и связанная с ним концепция политической идентичности также могли бы объединить всех подчиненных династии Цин, и по этой причине написал несколько статей, посвященных китайскому национализму. Так новейшие идеи "нации" и "национализма", зародившиеся в Европе, начали проникать в Китай.

В то время под влиянием империалистического дискурса китайцы уже стали называть нациями различные группы внутри страны. Лян Цичао пришел к выводу, что этот термин проблематичен и может привести к расколу страны, поэтому он написал статью о том, что нужно разделить национализм на две категории, "большой национализм" и "малый национализм". Поскольку термин "нация" уже получил хождение, и некоторые монголы, тибетцы и ханьцы стали называть себя нациями, было трудно изменить эти понятия. Лян Цичао предложил два уровня национализма в Китае: один – это национализм, при котором все китайцы объединяются для защиты от великих держав, он называется "большим национализмом", а другой – национализм, при котором различные внутренние группы защищают свои собственные интересы, называемый "малым национализмом". Лян Цичао полагал, что национализм – важная сплачивающая сила для консолидации китайской нации и спасения страны от порабощения державами. Однако, когда он увидел, что под руководством и при подстрекательстве японских и западных империалистов названия хань, маньчжуров и монголов как "наций" стали очень популярными, он предложил это странное деление на два уровня, "большой национализм" и "малый национализм", чтобы, как ему казалось, избежать распада страны. В результате оно привело к терминологической путанице, которая продолжается до сих пор, когда слово "нация" используется на двух уровнях: на одном существует единая "китайская нация", а на другом – 56 "наций", населяющих Китай.

А сам Лян Цичао, выступая против западного национал-империализма, стал основоположником нового, китайского, национал-империализма.





1. Флаг 18 провинций (1911 г.)

2. Флаг пяти наций (1912 – 1928 гг.). Символика: красный - ханьцы, желтый - маньчжуры, синий - монголы, белый - хуэйцы, черный - тибетцы.

3. Флаг синего неба, белого солнца и совершенно красной земли (1928 – 1949 гг., ныне является флагом Тайваня).


После Синьхайской революции наиболее радикальные революционеры вывесили 18-звездный флаг с лозунгом "18 провинций образуют Китай" (идею "18 провинций" впервые выдвинул Мунаката Котаро в своем воззвании). В то время в империи Цин было 22 провинции в дополнение к особым административным районам Внутренней и Внешней Монголии, Цинхая и Тибета. Лозунг "18 провинций образуют Китай" означал, что ханьскому государству были не нужны четыре из них: три северо-восточные провинции (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян), родина маньчжуров, и провинция Синьцзян, учрежденная в 1884 г. и имевшая небольшое ханьское население. Это был очень узкий национализм ханьцев, от которого они довольно быстро отказались. 

Во время Синьхайской революции Сунь Ятсен находился в Калифорнии. Он вернулся в конце 1911 г., чтобы принять участие в конференции в Нанкине для обсуждения будущего новой республики. После Синьхайской революции губернаторы южных провинций объявили о своей независимости от династии Цин. В это время многие прореспубликанские провинциальные военные и политические лидеры собрались в Нанкине и единогласно отвергли план "18 провинций образуют Китай", считая, что это приведет к хаосу по всей стране. В итоге они пришли к договоренности назваться "Республикой пяти наций" (ханьцев, маньчжуров, монголов, хуэйцев и тибетцев). Идея состояла в том, чтобы объединить все группы, находившиеся под властью династии Цин, и создать республиканскую систему. Именно поэтому 18-звездный флаг был позже упразднен и заменен пятицветным флагом, символизировавшим "пятинациональную республику". Сунь Ятсен прислушался к различным мнениям участников и согласился с "пятинациональной республикой". Настаивать на "изгнании маньчжуров" означало провести этническую чистку во всех провинциях. Пришлось бы собрать разбросанных по всей стране маньчжуров и истребить или изгнать. В то время некоторые революционеры, такие как философ и просветитель Чжан Тайянь, были очень радикально настроены. Например, трактат "Революционная армия" Цзоу Жуна, опубликованный в 1903 г., содержал крайне радикальный лозунг "истребить пять миллионов маньчжурских животных". В 1912 г., когда Сунь Ятсен был введен в должность временного президента в Нанкине, он сказал, что "объединение ханьских, маньчжурских, монгольских, хуэйских и тибетских земель в одну страну и объединение ханьской, маньчжурской, монгольской, хуэйской и тибетской наций в одну называется объединением нации", четко заявив, что понятие "китайская нация" – это объединенная нация ханьцев, маньчжуров, монголов, хуэйцев и тибетцев. Предложение "устранить маньчжуров и восстановить Китай" было заменено на создание единого национального государства с унитарной китайской нацией. Это было очень значительное изменение во взглядах Сунь Ятсена на концепцию государства и нации. Позже, в первом из своих "Трех народных принципов", он заявил, что китайский национализм – это принцип единой нации в государстве.

В 1928 г., когда Северная экспедиция увенчалась успехом, Гоминьдан создал Нанкинское правительство, и после 1928 года национальным флагом Гоминьдановского правительства стал флаг "Синее Небо, Белое Солнце и Совершенно Красная Земля". Начиная с этого периода, "пятинациональная республика" больше не упоминалась и была выдвинута теория "ветвей" или "родов" общей китайской нации, утверждавшая, что ханьцы, маньчжуры, монголы, хуэйцы, тибетцы и другие группы являются ее "ветвями" или "родами".




 

1. Монгольский князь Дэ (1902 – 1966).
2. Последний маньчжурский император Пу И (1906 – 1967).
3. Флаг Мэнцзяна (Внутренней Монголии). Символика: желтый – ханьцы, синий – монголы, белый – хуэйцы, красный – японцы.
4. Флаг Маньчжоу-го. Символика: желтый – маньчжуры, красный – японцы, синий – ханьцы, белый – монголы, черный – корейцы.

После начала японо-китайской войны позиции сторонников теории "одной нации" еще больше усилились. Так, историк Гу Цзеган писал, что Япония пытается разделить Китай, используя "маньчжурскую нацию" для создания марионеточного государства Маньчжоу-го, а национализм некоторой части высших кругов Внутренней Монголии для поддержки чахарского князя Дэ в создании Автономного правительства Внутренней Монголии, одновременно мобилизуя хуэйских военачальников на северо-западе для продвижения независимости мусульманских районов. (Кстати, многие в Китае сравнивают политику Японии в то время с нынешними действиями России в Украине, но об этом позже.) Подхода "одна нация, пять родов" придерживался и тогдашний лидер республики Чан Кайши в своей книге "Судьба Китая" (1943 г.).

Основанная в 1921 г. компартия Китая критиковала эту теорию и националистические взгляды Чан Кайши. В 1922 г. КПК опубликовала свою первую политическую программу,  в точности скопировав подход Советского Союза по содержанию и формулировкам. Программа гласила, что ханьцы, маньчжуры, монголы, хуэйцы и тибетцы являются нациями и имеют право на самоопределение. Создав независимые пролетарские государства, они затем сформируют федеративное государство. Позже, к концу войны сопротивления против Японии в 1945 г., учитывая, что Советский Союз при Сталине в то время демонстрировал территориальные амбиции на северо-востоке Китая, в Синьцзяне и Внешней Монголии, и опасаясь силы Советского Союза, лидеры Коммунистической партии Китая изменили свои взгляды на устройство государства и перестали упоминать федерализм, а вместо этого выступили за систему региональных национальных автономий. Однако за малыми народами закрепилось название "нация", сохранившееся до сих пор в политическом и речевом обиходе, хотя ряд известных специалистов, например, тот же профессор Ма Жун, предлагают его упразднить и заменить на "этническую группу".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хан Иван

Blyatman

Три фракции

Большой Друг

Бандит и призраки

Подполье

Чаек по-китайски

Похерфаним за ибайник

Поселенческий колониализм

Унесенные морем трусы

"Капитан Фалькас" в телеграме

"Капитан Фалькас" в фейсбуке

RSS подписка

Подписка по почте

Get new posts by email: