Загадка Жэнь Фучэня

 Жэнь Фучэнь – легендарная личность. «Первый большевик Китая», но в то же время начальник патруля полицейского управления провинции Хэйлунцзян, а затем директор налогового бюро Харбина. Командир «Красных орлов» – китайского полка Красной армии, в 1918 г. погибший в бою с белогвардейцами на Урале.

 Согласно красивой легенде, еще в 1908 г., работая преподавателем китайского языка в школе для российских офицеров Заамурского округа Пограничной стражи в Харбине, Жэнь вступил в РСДРП(б) и занимался революционной деятельностью. Царским властям вскоре стало известно об этом. Однако, поскольку он был офицером полиции и имел определенные связи с некоторыми высокопоставленными представителями китайских властей в Харбине, принимать против него меры было неудобно. Поэтому они тайно подкупили китайского бандита, чтобы тот спрятался за дверью и неожиданно выстрелил, пока Жэнь принимал ванну. Жэнь Фучэнь был ранен в грудь, а его правая ладонь пробита насквозь. Тяжело раненный, он сохранил присутствие духа и открыл ответный огонь с левой руки. Бандит обратился в бегство. Российские власти попытались продолжить преследование Жэня, пока тот восстанавливался после ранений в железнодорожной больнице. Его жена за ночь сшила белый халат, купила большую маску, переоделась медсестрой и в полдень следующего дня, пока русские медсестры ели, сбежала из больницы с мужем на спине.

 Жэнь Фучэня упоминает в своих воспоминаниях А. П. Селенгин. Он пишет, что ещё до революции Жэнь был представителем китайских рабочих на Алапаевском заводе. «Главным над ними, уполномоченным от китайской и русской буржуазии, был военный человек по имени Жен Фучен. Он поселился со своей семьей в доме моего отца по улице Рукуйской, ныне Володарского». Комментируя это, современный историк М.С.Каменских задается вопросом: «Более того, именно Жен Фучен помогал российским чиновникам в подавлении Алапаевского бунта китайцев, самого известного в советской литературе восстания китайцев на Урале. Факт, что китайцами в войну командовал тот же человек, что контролировал их работу до войны, выглядит довольно странным. Можно предположить, что для китайцев классовый подход не играл первостепенной роли при определении врагов и союзников. Скорее всего, на первом месте для них был принцип национальной принадлежности».

 Я решил обратиться к китайским материалам. Согласно китайским источникам, в то время под руководством Жэнь Фучэня находилась команда численностью около 1800 человек, все они были рабочими, которые оказались в ловушке на Южном Урале после того, как сообщение по Сибирской железной дороге было прервано. Первоначально они собирались пройти пешком через степи Казахстана, а затем по древней дороге в Синьцзян. Привлечь на свою сторону эту группу хотели и Красная Армия, и белогвардейцы. В конце концов, именно посланцы Блюхера уговорили их вступить в Красную Армию. То есть участие людей Жэня в Красной Армии было не предопределено его якобы большевистским прошлым, а оказалось довольно случайным результатом торга.

 Утром 29 ноября 1918 г. белые войска окружили станцию Выя, где в теплом воинском поезде расположились на отдых бойцы Жэнь Фучэня. Местный богатый крестьянин провел белых через болото. На меховые шапки они нацепили такие же красные ленты, как и бойцы китайского полка, обманув внимание их часовых. Приблизившись вплотную, белые открыли яростный огонь из пулеметов. Так полег почти весь китайский полк. Жэнь Фучэнь был заколот в тамбуре вагона.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хан Иван

Blyatman

Три фракции

Большой Друг

Бандит и призраки

Подполье

Чаек по-китайски

Похерфаним за ибайник

Поселенческий колониализм

Унесенные морем трусы

"Капитан Фалькас" в телеграме

"Капитан Фалькас" в фейсбуке

RSS подписка

Подписка по почте

Get new posts by email: