Годовщина резни в 64 деревнях к востоку от Амура
«17 июля 1900 г., пока амурские власти устраивали резню в Хайланьпао, они также направили войска в 64 деревни Цзяндуна и осуществили “многочисленные зачистки” китайского населения. В одной деревне русские солдаты “загнали жителей в большой дом и подожгли его, большинство сгорели заживо”. Они “поджигали деревни”, разрушали дома и расстреливали жителей, убив больше тысячи людей только в одном Боэрдо. Наконец, русские заставили “всех, кто еще не переправился через реку, мужчин, женщин, старых и молодых, крестьян, ремесленников, торговцев и представителей других профессий, броситься в реку, и только около 60 или 70 человек выжили, но остальные были принуждены утонуть, их плавающие тела покрывали реку в течение нескольких дней”. К 21-му числу русская армия “уничтожила все деревни китайских жителей”. Эта трагедия в 64 деревнях Цзяндуна унесла жизни еще более 2 000 китайских жителей.
Тела убитых китайских жителей Хайланьпао и 64 деревень Цзяндуна скопились в водах реки Хэйлунцзян и все еще плавали в реке три недели спустя. Генерал А.В.Верещагин писал, что “24 июля (6 августа по григорианскому календарю) наша компания снова помещается на пароход, и мы двигаемся дальше... Пароход быстро обгоняет утопленника… За этим китайцем показываются другой, третий, и вот, во всю ширь Амура, поплыли утопленники, точно за нами погоня какая… Очевидно, это были те самые несчастные, которые потонули у Благовещенска… В этом месте левый берег Амура вдавался к середине русла широкой, плоской отмелью. И вот тут-то и нанесло утопленников... “Сто тридцать! Сто тридцать один, сто тридцать два!” – считает он вполголоса. А песчаная отмель всё ещё далеко белела, и тёмная, рыжеватая полоса трупов, точно бордюром облепила её у самой воды. Воздух кругом был сильно заражён, и мы все невольно зажимаем носы платками... Трудно даже приблизительно сказать, сколько трупов обогнали мы в этот день. Но, судя по тому, что на одной только косе мы насчитали полтораста трупов, должно предположить, что их было не мало”.
По словам российского журналиста Л. Дейча, “только в средние века, во времена господства инквизиции и преследований еретиков, евреев и мавров в Испании, прибегали к таким расправам с безоружными и вполне невинными людьми”. Ленин говорил: “Они бросились на него, как дикие звери, выжигая целые деревни, топя в Амуре, расстреливая и поднимая на штыки безоружных жителей, их жен и детей; политика царского правительства в Китае есть преступная политика”.
В июле и августе 1900 г. было проведено еще много массовых депортаций китайцев, живших вдоль рек Хэйлунцзян и Уссури, а также организованных нападений и массовых убийств в китайских поселениях в России (а иногда и за границей). Сотни китайцев были убиты в таких местах, как Нерчинск (Нибучу), Сретенск, Хабаровск (Боли) и Уссурийск (Шуанчэнцзы). В мае 1901 г. в Амурской губернии был создан военный трибунал для расследования резни в Хайланьпао и резни в 64 деревнях Цзяндуна. Процесс закончился только в феврале 1902 г., когда российские министры внутренних дел, юстиции и войны согласились, что генерал Грибский должен быть привлечен к ответственности за “неправильное решение вопроса о депортации”, но ввиду его “прошлых заслуг” он был только переведен в Генеральный штаб. Военный комендант города Благовещенска был приговорен к трем месяцам лишения свободы, а затем освобожден от занимаемой должности. Начальник местного полицейского участка, который фактически отвечал за депортацию китайцев через реку, был приговорен к трем месяцам тюремного заключения. Все остальные жалобы были отклонены».
Комментарии
Отправить комментарий