«Шихучжан»: за одну ночь мы вернулись к династии Цинь?

  


 

Эссе известного журналиста Чан Пина по поводу неожиданного возрождения системы шихучжан (система старшин десяти семей, в которой каждый старшина управляет десятью семьями). Мало того, что эта система еще больше ужесточает контроль над обществом, так она поразительно точно, вплоть до названия, копирует древний феодальный порядок императора Цинь Шихуана. Чан Пин анализирует эволюцию политической и правовой системы Цинь Шихуана в версию 2.0 при Мао Цзэдуне и теперь в 3.0. при Си Цзиньпине.

 Недавно внимание людей привлек приказ о "шихучжан" в городе Цзыгун провинции Сычуань. В приказе говорится, что в целях новаторского подхода к работе с массами, обслуживания масс и мобилизации масс необходимо повысить уровень городского управления и адресного обслуживания, а также содействовать эволюции городских сообществ из общества посторонних в общество знакомых. Для реализации этого подхода проводится открытый конкурс на "старшин десяти домохозяйств", в котором могут принять участие все жители.

 Удивляет не столько эта модель управления путем мобилизации масс, сколько прямое использование институционального названия времен династии Цинь (246 – 207 до н.э.). В то же время, это не противоречит содержанию речи Си Цзиньпина в 2013 г. о том, что "при строительстве общества нужно поддерживать добрососедские отношения и рассматривать соседа как партнера".

 Кто-то из пользователей написал: "Я полагал, что это регресс к Культурной революции, но я никогда не думал, что это регресс к династии Цинь". Слова Си Цзиньпина "тридцать лет тому назад и тридцать лет спустя не могут отрицать друг друга", похоже, превращаются в "две тысячи лет тому назад и две тысячи лет спустя не могут отрицать друг друга" – хотя на самом деле так было всегда.

 Культурная революция – это циньская политика и право

 Регистрация домохозяйств в единицах измерения "пять" (пять домохозяйств) и "десять" (десять домохозяйств) восходит к периоду Весен и Осеней в царстве Ци (770 — 476/403 до н. э.). Однако система "регистрации домохозяйств" (бяньху циминь), которая была введена в государстве Цинь в период Сражающихся царств, стала важным институциональным обновлением. По мнению ученого Цинь Хуэя, это было знаковое событие в историческом переходе Китая от эпохи кровнородственных общин к великой объединенной империи. До этого конфуцианская родовая система требовала, чтобы "каждый человек был близок к своим родственникам и рос со своими старшими", и была основана на учении о природной склонности к добру. За этим последовало двухтысячелетнее общество "жубяо фали" (легизм, покрытый конфуцианством). Основываясь на учении о природной склонности ко злу, легизм требовал упразднения аристократии, старейшин родов и прочих местных вождей путем создания домохозяйств, чтобы все люди были равными подданными государя, что и подразумевается под термином "циминь" (простой народ).

 Система десяти домохозяйств, которая развилась в систему баоцзя в династии Сун и систему тысячи домохозяйств в династии Юань, была важной мерой легистского управления. Она размывала или даже ликвидировала семейные связи, требуя от подданных "не селиться родами", а управляться на низовом уровне лидерами и такими организациями, как "десять хозяйств", "сто хозяйств" и "тысяча хозяйств". Она также поощряла "доносы родственников", когда мужья и жены, отцы и дети разоблачали друг друга. Преимуществом этого было то, что император мог беспрепятственно собирать налоги и сборы и "с помощью сконцентрированных усилий осуществлять крупные начинания", такие как строительство Великой стены.

 После создания Коммунистической партии Китая 2000-летняя "феодальная система" была подвергнута идеологической критике. Что именно представляла собой эта система? Мао Цзэдун обобщил это в стихотворении: "Все поколения следовали циньской системе политики и права". По логике, "циньская политика и право" должны были быть разоблачены и подвергнуты жестокой критике. Однако Мао Цзэдун открыто восхищался императором Цинь Шихуаном и восхвалял его.

 В апреле 1959 г. на совещании в Шанхае Мао Цзэдун предложил учиться у Цинь Шихуана умению сосредотачивать силы в направлении главного удара и в то же время  учиться следовать линии масс. В июне 1964 г. Мао Цзэдун сказал, принимая иностранных гостей: "Цинь Шихуан был намного выше Конфуция" и "в Китае не было феодального монарха, который превзошел бы его. Но он был проклят людьми в течение тысяч лет, проклят за две вещи: убийство 460 интеллектуалов и сожжение нескольких книг". Самое известное его восхваление Цинь Шихуана – это стихотворение, которое он написал Го Можо (писатель и ученый, президент Академии наук КНР) в 1973 г. В нем Мао снова защищал сожжение книг и истребление конфуцианцев, говоря: "Я советую вам меньше ругать Цинь Шихуана; причину сожжения книг и истребления конфуцианцев нужно обсуждать".

 Мао не просто комментировал историю, а делал все возможное, чтобы продолжить политику легизма. Правление коммунистической партии, включая Культурную революцию, было версией 2.0 "политики и права" династии Цинь.

 Мао Цзэдун давно знал, что он превзошел Цинь Шихуана в жестокости своего правления. На втором заседании 8-го съезда Коммунистической партии в мае 1958 г. Мао сказал: "Что такое Цинь Шихуан? Он закопал в землю только четыреста шестьдесят конфуцианцев, а мы закопали сорок шесть тысяч интеллигентов"; "Мы превзошли Цинь Шихуана в сто раз. Когда нас обзывают Цинь Шихуаном и деспотом, мы всегда признаем, что того, что они говорят, недостаточно, и постоянно просим добавки к этому (смеется)".

 Каждый является слугой императора

 Сегодняшняя система "старшин десяти домохозяйств" в сочетании с технологией цифрового контроля представляет собой версию 3.0 системы "регистрации домохозяйств" циньской политики и права. Согласно вышеупомянутому приказу о приеме заявок, "старшины десяти домохозяйств" – это в основном жители микрорайона, которые отвечают за обслуживание десяти находящихся по соседству домохозяйств, выступая в качестве связующего звена между партийной организацией своего микрорайона, старшими по домам и жителями. Приказ требует от "старшин десяти домохозяйств" завершить разработку мер надзора за профилактикой и контролем эпидемии, таких как розыск возвращающихся в свои дома людей, мобилизация отчетности по сканированию кодов здоровья и отслеживание домашней изоляции, а также создать групповой чат "десяти домохозяйств". Он требует, чтобы "старшины десяти домохозяйств" отвечали за передачу инструкций от партийных организаций всех уровней вниз и обеспечивали обратную связь по различным ситуациям.

 Город Цзыгун в провинции Сычуань не первый, кто создал эту обновленную версию системы "старшин десяти домохозяйств", так как ранее в официальных СМИ сообщалось о ней же в соседнем городе Нэйцзян, городе Вэньчжоу в провинции Чжэцзян и городе Куньмин в провинции Юньнань. Согласно заметке, опубликованной в газете «Вэньчжоу жибао» в августе прошлого года, система "старшин десяти домохозяйств", возникшая в начале 2020 г. для профилактики и контроля эпидемии, была апробирована и усовершенствована по ходу дела, создав новую модель управления на низовом уровне посредством совместного строительства и совместного управления, связей по вертикали и горизонтали, охвата сверху и снизу, гармонизации слева и справа.

 Некоторые пользователи отметили, что такая система уже давно существует в Синьцзянском регионе и называется "десять домохозяйств совместной обороны".

 Используя систему "регистрации домохозяйств" прошлых эпох, КПК продвинулась еще дальше, разделив хукоу (систему прописки) на сельские и городские, а теперь добавила к ним "коды здоровья", "глаза, яркие как снег" (система видеонаблюдения и распознавания лиц), "центры профессионального обучения" (лагеря перевоспитания в Синьцзяне) и "карантинные лагеря".

 Многие воспринимают критику кадров и избиение профессоров во время Культурной революции как демократию и свободу, равенство чиновников и народа, и классовое равенство, но это неправильное понимание метода "циминь" – он означает не равенство граждан на основе прав, а то, что все в равной степени являются слугами императора. Поняв эту истину, мы сможем уяснить, почему они вводят ненужные локдауны, и все оказываются заперты, как заключенные, в своих домах или в карантинных лагерях, и почему бывшие ястребы, такие как Сунь Лицзюнь и Фу Чжэнхуа (бывшие политики и руководители Министерства общественной безопасности), будут гнить в тюрьме.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хан Иван

Blyatman

Три фракции

Большой Друг

Бандит и призраки

Подполье

Чаек по-китайски

Похерфаним за ибайник

Поселенческий колониализм

Унесенные морем трусы

"Капитан Фалькас" в телеграме

"Капитан Фалькас" в фейсбуке

RSS подписка

Подписка по почте

Get new posts by email: